Breadcrumbs

Сложные ответственные стальные строительные металлоконструкции или их части проходят при изготовлении общую сборку, а однотипные металлоконструкции, изготовляемые по кондукторам, - контрольную сборку. 

При общей сборке контролируют геометрические размеры конструкций и взаимное расположение сопрягаемых элементов, рассверливают отверстия в монтажных соединениях до проектного диаметра. В результате одинаковые отправочные элементы получают индивидуальную маркировку, так как перестают быть взаимозаменяемыми. После маркировки металлоконструкции разбирают и отправляют на монтажную площадку. Общей сборке подлежат металлоконструкции, выпускаемые в одном или нескольких экземплярах, когда создание сборочных кондукторов и шаблонов для сверления монтажных отверстий экономически нецелесообразно.
Если же изготовляют много одинаковых металлоконструкций, то отверстия в монтажных стыках сверлят на проектный диаметр по шаблонам или в кондукторах. В этом случае точность изготовления, в том числе совпадения отверстий, проверяют контрольной сборкой первого экземпляра конструкций и при отсутствии в нем дефектов выпускают последующие с контрольной сборкой каждого десятого экземпляра или чаще. Сверление монтажных отверстий по шаблонам или в кондукторах не требует индивидуальной маркировки, однотипные отправочные элементы становятся взаимозаменяемыми. 
Клепаные металлоконструкции, общую или контрольную сборку которых при изготовлении не выполняют, поступают на монтажную площадку с отверстиями меньшего диаметра, чем проектный. В этом случае отверстия в монтажных соединениях рассверливают до проектного диаметра во время укрупнительной сборки конструкций или после их установки в проектное положение.
Сборка болтовых и клепаных соединений имеет много общего и состоит из следующих операций: подготовка стыкуемых поверхностей; совмещение отверстий под болты или заклепки; стягивание пакета (соединяемых деталей стыка); рассверливание отверстий до проектного диаметра (только в соединениях на заклепках и болтах повышенной точности), если при изготовлении они были выполнены на меньший диаметр.
Подготовка стыкуемых поверхностей заключается в их очистке от грязи, ржавчины, снега, льда, масла и пыли. Кроме того, необходимо спилить напильником или срубить зубилом заусенцы на кромках деталей и отверстий, а также тщательно выправить неровности, вмятины, погнутости деталей соединения, которые могли возникнуть во время транспортирования конструкций, а также при их погрузке и разгрузке. Без выполнения этих требований невозможно обеспечить плотное взаимное соприкосновение всех деталей стыка – элементов конструкций, прокладок, накладок.
 Проектное взаимное расположение соединяемых элементов достигают совмещение в монтажном соединении всех отверстий с помощью проходных отправок, диаметр цилиндрической части которых должны быть на 0,2 мм меньше диаметра отверстий. Вручную с помощью кувалды оправку забивают в отверстия; при этом ее коническая часть упирается в кромки отверстий, которые по мере перемещения оправки в глубь пакета совмещаются. Часть отверстий (не менее 10%) должна быть заполнена пробками, которые служат для фиксации взаимного расположения соединяемых элементов и предупреждения их от сдвига. Поэтому, в отличие от оправки длина цилиндрической части пробки должна быть больше суммарной толщины всех деталей собираемого соединения (толщины пакета), а длина конической части – обеспечивать только удобство установки пробки в отверстия. После установки пробок оправки выбивают.
Оправки и пробки изготавливают из стали марки Ст5 (ГОСТ 380 – 71). Рабочую часть оправки подвергают закалке и отпуску, а ударную часть – только закалке во избежание ее расплющивания при многократных ударах инструментов.
Пробки термической обработке не подвергают.
Для работы болтов и заклепок на срез, а также для предотвращения скопления грязи между плоскостями соединяемых деталей и развития там коррозии необходимо обеспечить плотное взаимное соприкосновение стыковых планок и накладок с поверхностями стыкуемых элементов. Величину зазора контролируют щупом толщиной 0,3 мм, который не должен проходить в глубь собранного стыка более чем на 20 мм.
Стяжку пакета производят болтами: временными в заклепочных и постоянными в болтовых соединениях.
Временные болты устанавливают в каждое третье отверстие, но не реже чем через 500 мм. Болты затягивают до отказа и дополнительно подтягивают после установки смежного болта.
Необходимой плотности собираемого пакета можно достигнуть только в том случае, если при установке каждого болта будет обеспечена возможность последовательного устранения не плотности в стыке. Во многих случаях это может быть достигнуто установкой болтов от середины (центра) стыка к краям, но иногда при определенных конструктивных решениях стыков (применяемых главным образом в мостах) требуется иной порядок установки болтов (от края к середине узла).
При неправильной очередности затяжки болтов не плотности устранить невозможно, так как свободному горизонтальному перемещению стыковых элементов будут препятствовать силы трения от натяжения болтов.
При сборке соединения (стыка или узла) неизбежна различная степень взаимного смещения отверстий (из-за неточности их расположения), называемая чернотой. Отверстия, выполненные на меньший диаметр, доводят после сборки монтажной площадке до проектных размеров рассверливанием, которым одновременно ликвидируют и черноту.
Поскольку при рассверливании срезают кромки отверстий, подвергнутые наклепу в процессе продавливания их на дыропробивных прессах, работа заклепочного или болтового соединения (с болтами повышенной точности) становиться пластичнее.
Черноту в отверстиях, просверленных по кондукторам или при общей сборке на проектный диаметр, ликвидируют на монтаже прочисткой, при которой увеличение диаметра отверстий не происходит. В этом состоит главное отличие прочистки от рассверливания. Обе операции выполняются машинными котельными развертками (по ТУ 2 – 035 – 477 – 76), имеющими коническую режущую часть, ликвидирующую черноту в обе стороны от продольной оси, и цилиндрическую часть, фиксирующую заданный диаметр отверстия.
Неплотно стянутый пакет неизбежно приводит при рассверливании и прочистке к попаданию стружки в зазоры между стыковыми элементами, которую удалить без разборки стыка невозможно и, кроме того, весьма часто – к поломке развертки.
В монтажных условиях для рассверливания и прочистки отверстий применяют ручные пневматические или электрические машины: прямые, пригодные для работы во всех местах, где нет ограничений по габаритам, и угловые с меньшими размерами – в узких и стесненных местах.
После рассверливания или прочистки всех отверстий, свободных от сборочных болтов последние развинчивают, последовательно переставляют в подготовленные отверстия проектного диаметра и рассверливают освободившиеся отверстия. Затем приступают к клепке монтажного соединения или постановки всех постоянных болтов. 
Гайки всех болтов (постоянных и временных) завертывают ручными коликовыми ключами, обычными или трещоточными. 
Ключи с трещотками, имеющие рабочий ход только в одном направлении, удобнее в работе, так как их не нужно снимать и переставлять после каждого этапа поворота гайки.
Монтажные ключи имеют с одной стороны зев для гайки определенного размера, а с другой – коническую часть – колик, который служит оправкой при совмещении отверстий собираемых деталей или конструкций.
Болтовое монтажное соединение должно иметь не менее двух отверстий. В одно из них сначала вставляют колик ключа для совмещения другого отверстия, в которое устанавливают и затягивают болт. После чего ключ извлекают и в освободившееся отверстие выставляют второй болт.
При большом числе болтов в одном соединении, выполняемом в проектном положении или при укрупнительной сборке, следует использовать электрические гайковерты, при применении высокопрочных болтов – ключи – мультипликаторы.
На всех болтах следует устанавливать шайбы: одну – под головкой и не более двух – под гайку. 
Головки болтов и гайки должны плотно прилегать к шайбам, а шайбы – к соединяемым конструкциям. При этом необходимо, чтобы резьба болта была расположена вне отверстия, а гладкая часть стержня – не выступала из шайбы, так как иначе закручивание гайки не приведет к стягиванию пакета.
Эти требования могут быть обеспеченны только при правильном выборе длины болта, которую первоначально определяют как сумму толщин пакета, одной шайбы и длины нарезки, а затем округляют до ближайшей большей по стандарту. 
Длина нарезки зависит от диаметра болта и ее принимают так же по стандарту.
Гайки постоянных болтов в конструкциях, кроме второстепенных, предохраняют от самоотвинчивания установкой пружинной шайбы или второй гайки (контргайки) с обязательным завинчиванием каждой до отказа.
Ни пружинные шайбы, ни контргайки не гарантируют полностью соединение от ослабления болтов при действии динамических и вибрационных нагрузок. В связи с этим в процессе эксплуатации зданий и сооружений необходимы систематически контроль за состоянием монтажных соединений и подтягивание гаек на ослабевших болтах.
Тщательность и надежность затяжки болтов проверяют остукиванием их молотком массой 0,3 – 0,4 кг. При ударе по гайке или головке болта, направленном перпендикулярно его продольной оси, он не должен смещаться или дрожать.

 

При использовании материалов сайта ссылка на http://rostteh.ru обязательна с уведомлением администратора сайта adm.rostteh[cobaka]ya.ru. 

Заинтересованы? Пишите, обсудим!
Мы будем рады проконсультировать Вас по возникшим вопросам.

Сборка болтовых и клепаных соединений
Breadcrumbs

Сложные ответственные стальные строительные металлоконструкции или их части проходят при изготовлении общую сборку, а однотипные металлоконструкции, изготовляемые по кондукторам, - контрольную сборку. 

При общей сборке контролируют геометрические размеры конструкций и взаимное расположение сопрягаемых элементов, рассверливают отверстия в монтажных соединениях до проектного диаметра. В результате одинаковые отправочные элементы получают индивидуальную маркировку, так как перестают быть взаимозаменяемыми. После маркировки металлоконструкции разбирают и отправляют на монтажную площадку. Общей сборке подлежат металлоконструкции, выпускаемые в одном или нескольких экземплярах, когда создание сборочных кондукторов и шаблонов для сверления монтажных отверстий экономически нецелесообразно.
Если же изготовляют много одинаковых металлоконструкций, то отверстия в монтажных стыках сверлят на проектный диаметр по шаблонам или в кондукторах. В этом случае точность изготовления, в том числе совпадения отверстий, проверяют контрольной сборкой первого экземпляра конструкций и при отсутствии в нем дефектов выпускают последующие с контрольной сборкой каждого десятого экземпляра или чаще. Сверление монтажных отверстий по шаблонам или в кондукторах не требует индивидуальной маркировки, однотипные отправочные элементы становятся взаимозаменяемыми. 
Клепаные металлоконструкции, общую или контрольную сборку которых при изготовлении не выполняют, поступают на монтажную площадку с отверстиями меньшего диаметра, чем проектный. В этом случае отверстия в монтажных соединениях рассверливают до проектного диаметра во время укрупнительной сборки конструкций или после их установки в проектное положение.
Сборка болтовых и клепаных соединений имеет много общего и состоит из следующих операций: подготовка стыкуемых поверхностей; совмещение отверстий под болты или заклепки; стягивание пакета (соединяемых деталей стыка); рассверливание отверстий до проектного диаметра (только в соединениях на заклепках и болтах повышенной точности), если при изготовлении они были выполнены на меньший диаметр.
Подготовка стыкуемых поверхностей заключается в их очистке от грязи, ржавчины, снега, льда, масла и пыли. Кроме того, необходимо спилить напильником или срубить зубилом заусенцы на кромках деталей и отверстий, а также тщательно выправить неровности, вмятины, погнутости деталей соединения, которые могли возникнуть во время транспортирования конструкций, а также при их погрузке и разгрузке. Без выполнения этих требований невозможно обеспечить плотное взаимное соприкосновение всех деталей стыка – элементов конструкций, прокладок, накладок.
 Проектное взаимное расположение соединяемых элементов достигают совмещение в монтажном соединении всех отверстий с помощью проходных отправок, диаметр цилиндрической части которых должны быть на 0,2 мм меньше диаметра отверстий. Вручную с помощью кувалды оправку забивают в отверстия; при этом ее коническая часть упирается в кромки отверстий, которые по мере перемещения оправки в глубь пакета совмещаются. Часть отверстий (не менее 10%) должна быть заполнена пробками, которые служат для фиксации взаимного расположения соединяемых элементов и предупреждения их от сдвига. Поэтому, в отличие от оправки длина цилиндрической части пробки должна быть больше суммарной толщины всех деталей собираемого соединения (толщины пакета), а длина конической части – обеспечивать только удобство установки пробки в отверстия. После установки пробок оправки выбивают.
Оправки и пробки изготавливают из стали марки Ст5 (ГОСТ 380 – 71). Рабочую часть оправки подвергают закалке и отпуску, а ударную часть – только закалке во избежание ее расплющивания при многократных ударах инструментов.
Пробки термической обработке не подвергают.
Для работы болтов и заклепок на срез, а также для предотвращения скопления грязи между плоскостями соединяемых деталей и развития там коррозии необходимо обеспечить плотное взаимное соприкосновение стыковых планок и накладок с поверхностями стыкуемых элементов. Величину зазора контролируют щупом толщиной 0,3 мм, который не должен проходить в глубь собранного стыка более чем на 20 мм.
Стяжку пакета производят болтами: временными в заклепочных и постоянными в болтовых соединениях.
Временные болты устанавливают в каждое третье отверстие, но не реже чем через 500 мм. Болты затягивают до отказа и дополнительно подтягивают после установки смежного болта.
Необходимой плотности собираемого пакета можно достигнуть только в том случае, если при установке каждого болта будет обеспечена возможность последовательного устранения не плотности в стыке. Во многих случаях это может быть достигнуто установкой болтов от середины (центра) стыка к краям, но иногда при определенных конструктивных решениях стыков (применяемых главным образом в мостах) требуется иной порядок установки болтов (от края к середине узла).
При неправильной очередности затяжки болтов не плотности устранить невозможно, так как свободному горизонтальному перемещению стыковых элементов будут препятствовать силы трения от натяжения болтов.
При сборке соединения (стыка или узла) неизбежна различная степень взаимного смещения отверстий (из-за неточности их расположения), называемая чернотой. Отверстия, выполненные на меньший диаметр, доводят после сборки монтажной площадке до проектных размеров рассверливанием, которым одновременно ликвидируют и черноту.
Поскольку при рассверливании срезают кромки отверстий, подвергнутые наклепу в процессе продавливания их на дыропробивных прессах, работа заклепочного или болтового соединения (с болтами повышенной точности) становиться пластичнее.
Черноту в отверстиях, просверленных по кондукторам или при общей сборке на проектный диаметр, ликвидируют на монтаже прочисткой, при которой увеличение диаметра отверстий не происходит. В этом состоит главное отличие прочистки от рассверливания. Обе операции выполняются машинными котельными развертками (по ТУ 2 – 035 – 477 – 76), имеющими коническую режущую часть, ликвидирующую черноту в обе стороны от продольной оси, и цилиндрическую часть, фиксирующую заданный диаметр отверстия.
Неплотно стянутый пакет неизбежно приводит при рассверливании и прочистке к попаданию стружки в зазоры между стыковыми элементами, которую удалить без разборки стыка невозможно и, кроме того, весьма часто – к поломке развертки.
В монтажных условиях для рассверливания и прочистки отверстий применяют ручные пневматические или электрические машины: прямые, пригодные для работы во всех местах, где нет ограничений по габаритам, и угловые с меньшими размерами – в узких и стесненных местах.
После рассверливания или прочистки всех отверстий, свободных от сборочных болтов последние развинчивают, последовательно переставляют в подготовленные отверстия проектного диаметра и рассверливают освободившиеся отверстия. Затем приступают к клепке монтажного соединения или постановки всех постоянных болтов. 
Гайки всех болтов (постоянных и временных) завертывают ручными коликовыми ключами, обычными или трещоточными. 
Ключи с трещотками, имеющие рабочий ход только в одном направлении, удобнее в работе, так как их не нужно снимать и переставлять после каждого этапа поворота гайки.
Монтажные ключи имеют с одной стороны зев для гайки определенного размера, а с другой – коническую часть – колик, который служит оправкой при совмещении отверстий собираемых деталей или конструкций.
Болтовое монтажное соединение должно иметь не менее двух отверстий. В одно из них сначала вставляют колик ключа для совмещения другого отверстия, в которое устанавливают и затягивают болт. После чего ключ извлекают и в освободившееся отверстие выставляют второй болт.
При большом числе болтов в одном соединении, выполняемом в проектном положении или при укрупнительной сборке, следует использовать электрические гайковерты, при применении высокопрочных болтов – ключи – мультипликаторы.
На всех болтах следует устанавливать шайбы: одну – под головкой и не более двух – под гайку. 
Головки болтов и гайки должны плотно прилегать к шайбам, а шайбы – к соединяемым конструкциям. При этом необходимо, чтобы резьба болта была расположена вне отверстия, а гладкая часть стержня – не выступала из шайбы, так как иначе закручивание гайки не приведет к стягиванию пакета.
Эти требования могут быть обеспеченны только при правильном выборе длины болта, которую первоначально определяют как сумму толщин пакета, одной шайбы и длины нарезки, а затем округляют до ближайшей большей по стандарту. 
Длина нарезки зависит от диаметра болта и ее принимают так же по стандарту.
Гайки постоянных болтов в конструкциях, кроме второстепенных, предохраняют от самоотвинчивания установкой пружинной шайбы или второй гайки (контргайки) с обязательным завинчиванием каждой до отказа.
Ни пружинные шайбы, ни контргайки не гарантируют полностью соединение от ослабления болтов при действии динамических и вибрационных нагрузок. В связи с этим в процессе эксплуатации зданий и сооружений необходимы систематически контроль за состоянием монтажных соединений и подтягивание гаек на ослабевших болтах.
Тщательность и надежность затяжки болтов проверяют остукиванием их молотком массой 0,3 – 0,4 кг. При ударе по гайке или головке болта, направленном перпендикулярно его продольной оси, он не должен смещаться или дрожать.

 

При использовании материалов сайта ссылка на http://rostteh.ru обязательна с уведомлением администратора сайта adm.rostteh[cobaka]ya.ru. 

Заинтересованы? Пишите, обсудим!
Мы будем рады проконсультировать Вас по возникшим вопросам.

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function сurl_close() in /home/virtwww/w_rostteh-ru_29e19108/http/canonical.php:136 Stack trace: #0 /home/virtwww/w_rostteh-ru_29e19108/http/index.php(2): include() #1 {main} thrown in /home/virtwww/w_rostteh-ru_29e19108/http/canonical.php on line 136